Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 11:45

Лангепасское городское муниципальное автономное 

 дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 5  

     "Дюймовочка"


Приветствую Вас Гость
Меню сайта


Категории раздела
Адаптация детей к детскому саду [3]
Советы родителям как помочь малышу безболезненно адаптироваться к детскому саду
Воспитание детей [5]
Упрямство и капризы, о наказании детей

Актуально


Безопасность детей
 

Родителям


             Педагогам


              Кабинет               педагога-психолога


 Обращения граждан 

Обращения граждан

Инклюзивное образование
Постановление от 13.12.2013 г. N 543-п

    Образование Югры 
Открытый регтон-Югра

     Официальный сайт


Югра детям



Сеть интернет

Профсоюз

                К Д П


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 147

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы психолога » Воспитание детей

О природе детского рисования

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?

Какое значение оно имеет в развитии детей?

Как организовать детское рисование и как им руководить?

Как развивать художественные способности детей?

Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы для многих оказываются затруднительными. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим – психологам, педагогам, художникам.. Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками:

-         Нормальные рисунки нормального ребенка, но есть проблемы….- скажет психолог.

-         Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование, но способности есть, или есть желание, то надо учить....- посоветуют педагоги в детской художественной школе.

-         Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! – воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во – первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например в сберкассе;

во – вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящие в рисунке, волнуют сами рисунки;

в – третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

в – четвертых, оно выразительно: рисуя, можно больше выразить, порою больше с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

в – пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок- это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно.

                  Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт  детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).

                  Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?

                  Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал  пальцем по стеклу – получил точки, провел в сторону- линию, пошлепал ладошками – большой отпечаток пятно. А когда в руке оказываются кусочки мела, угля, кирпича, карандаш, фломастер, авторучка, краски, кисти и т.д., процесс этот становится еще более интересным и увлекательным и очень приятным.

                  Итак, детское рисование в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье, а основной набор графических следов – это случайные точки, штрихи пятна. Случайные – то ни случайные, но у разных детишек разные как по форме, так и по пространственному расположению и ориентированию на листе. И обуславливается это различие индивидуальными особенностями физического строения рук, зрения, а также темпераментом и настроением ребенка в момент рисования. Все это складывается в индивидуальный характер чирканья. Ребенок повторяет те движения, которые по каким – либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его душевному расположению.   Так формируется «авторский почерк» рисующего малыша. Кому-то младенческие  почеркушки  могут показаться ничего не стоящей пачкотней, но внимательный человек сможет «прочитать» в них много интересного о самом ребенке. Так, сильные, решительные штрихи свидетельствуют об активности и смелости рисовальщика; мелкие ажурные каракули – о чувственном, лирическом настроении; вырывающиеся за пределы листа – о неориентированности на условия и   обстоятельства действия; постоянно повторяющиеся – об упрямстве, воле, приверженности к освоенным формам поведения; пробы разных штрихов – о склонности к исследовательству, экспериментаторству, творчеству; концентрация значков в центре – о стремлении к устойчивости, порядку, открытости; в углу – о неуверенности, стремлении уйти и спрятаться; равномерное заполнение листа – о чувстве реальности, комфортабельности; динамичное расположение групп каракулей в листе, разнообразность графических элементов, ритмичное их чередование, достижение законченного равновесия свидетельствует о композиционных и творческих способностях и т. д. Через свои рисунки – почеркушки малыш уже многое рассказывает о себе. Взрослые, легкомысленно игнорирующие детское чириканье, упускают возможность понять и адекватно контактировать  с неговорящим  еще ребенком. 

Итак, детское рисование – это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо поэтому при рассматривании и оценке рисунков:

·        Обсуждать с ребенком рисунок., а не его самого, его личность (например: способный, неспособный, неряха, аккуратист, глупый, слабый, средний, гениальный ребенок и т.п.);

·        Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

·        Необходимо точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т.п.);

·        Выделять и оценивать: его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размер рисунка, расположение изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур – режиссура, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колорическое решение), свободу владения изобразительным языком;

·        Поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работу по совершенствованию своего изобразительного языка;

·        Важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и художественному развитию ребенка, а приводят к механическому воспроизведению чужих решений, служат распространению в детском рисовании безликих шаблонов и стереотипов;

·        В самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делении; в оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование ноых задач – тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ» и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество – исполнением, желание – принуждением. В оценке работ должно поощряться искренне, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируются его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию. Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

           

Категория: Воспитание детей | Добавил: Detsad5 (12.06.2013)
Просмотров: 1293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Часики

Наш адрес

628672

  Ханты-Мансийский
 автономныйокруг,
Тюменскаяобласть,
 г. Лангепас,
ул.Солнечная 16 Б
duymovochka5@yandex.ru
Заведующий
тел: 8(34669)2-48-20 
Зам.зав. поВиМР
тел: 8(34669)2-60-15   
Вахта
тел: 8(34669)2-60-15  
Начальникхоз.отд
 тел.8(34669)2-87-61
Бухгалтерия
 тел.8(34669)2-87-61



   Телефон доверия  



Форма входа


Поиск

Погода

Друзья сайта

Фотоальбомы

Конструктор ucoz 
Создать сайт
Официальный блог
Сообщество uCoz
FAQ посистеме
Инструкциидля uCoz
Все проекты компании

Школы города

Наши партнёры

Контактный телефон:8(34669) 2-48-20; 2-87-61; 2-60-15