В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации.
До недавнего времени в образовательных учреждениях работали, в основном, библиотеки с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видеои аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии и т. д.
В переводе с латинского «медиа» обозначает «средства», «способ». Следовательно, если «тека» это «хранение», то толковать слово «медиатека» следует как средство или способ хранения.
Требования к материально-технической базе медиатеки. Состав информационных и технических средств.
Поскольку медиатека выполняет широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении педагогического коллектива, состав ее информационных и технических средств разнообразен.
Книгабазисная основа медиатеки. Поэтому в медиатеке собираются справочная и энциклопедическая литература, художественные произведения. Для работы по ознакомлению с художественной литературой очень полезны разнообразные звукозаписи, которые собираются в медиатеке. Они могут быть нескольких видов: исполнение художественных и музыкальных произведений, выступление писателей, ученых, деятелей искусства и культуры, рассказы очевидцев и участников событий, инсценировки литературных произведений.
При создании медиатеки широко используются диапроекторы и фильмоскопы для просмотра диапозитивов (слайдов) и диафильмов. Диафильмы, включенные в фонд медиатек различны: документальные, научно-популярные, учебные, сказки и истории. Фонд диафильмов, диапозитивов, изопродукции в совокупности образуют в медиатеке рабочую зонуизотеку.
Видеосистемы в медиатеке представляют совокупность монитора или телевизора; видеоплеера или видеомагнитофона; видеокамеры; видеокассет и СД-дисков, дискет, флешек.
В медиатеке участники образовательного процесса учатся:
- работать с различными носителями информации;
- работать с компьютерными банками данных, справочными и энциклопедическими изданиями;
- создавать и поддерживать web-странички, наполнять их новой информацией и приобретая полезный практический опыт работы с новыми информационными технологиями;
- получать информацию о педагогической и методической литературе, новых средствах обучения и их использования;
- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию;
- связываться с педагогами других городов, стран и работать над совместными телекоммуникационными проектами.
Медиатека должна создаваться в целях удовлетворения потребностей педагогического коллектива, воспитанников, родителей, а так же населения микрорайона в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений о воспитанниках ДОУ, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий, использования глобальных сетей Интернета.
Задачи медиатеки
Медиатека решает задачу самостоятельной образовательной деятельности, ведение исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, педсоветам, подбор материалов для творческой деятельности.
«Подготовка к школе» - http://vscolu.ru/
На сайте "Подготовка к школе" детского психолога Валерия Савченко представлено большое количество полезных, качественных и бесплатных развивающих упражнений, игровые задания для развития мыслительных процессов, мелкой моторики. Раскраски, ребусы, статьи о здоровье, развитии и воспитании детей, консультации логопеда. Большинство из них представлено в виде рабочих тетрадей. Все они просто изложены, легки для понимания в дошкольных учреждениях
Умные игры для умных детей, родителей, учителей - http://www.logozavr.ru/8/
На сайте "Умные игры для умных детей, родителей, учителей" представлен программно-методический комплекс "Учимся с Логошей" для подготовки детей к обучению в начальной школе. Обучение грамоте, математика, игры для развития мелкой моторики, координации, внимания, зрительной памяти, мышления
«Самоучка» - http://www.samouchka.com.ua
Самоучка - обучающие программы для дошкольников и первоклассников. Детские развивающие игры занимательной математики помогут малышу без препятствий изучить основы математики, а также могут быть использованы как помощь родителям в обучении дошкольников и подготовке к начальной школе.
«В школу» - http://vshkolu.com/
Сайт для будущих первоклассников "В школу". На сайте можно пройти интерактивный тест "Пора в школу". На страницах сайта родители найдут информацию по книжным новинкам в области обучения и воспитания детей, игры с детьми, советы по выбору полезных игрушек. Раздел «Логика» предназначен для любознательных малышей и пытливых родителей, желающих лично контролировать и направлять процесс подготовки ребенка к школе.