Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?
Какое значение оно имеет в развитии детей?
Как организовать детское рисование и как им руководить?
Как развивать художественные способности детей?
Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы для многих оказываются затруднительными. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим – психологам, педагогам, художникам.. Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками:
- Нормальные рисунки нормального ребенка, но есть проблемы….- скажет психолог.
- Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование, но способности есть, или есть желание, то надо учить....- посоветуют педагоги в детской художественной школе.
- Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! – воскликнет восторженный художник.
Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?
Во – первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например в сберкассе;
во – вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящие в рисунке, волнуют сами рисунки;
в – третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;
в – четвертых, оно выразительно: рисуя, можно больше выразить, порою больше с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;
в – пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок- это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно.
Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).
Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?
Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу – получил точки, провел в сторону- линию, пошлепал ладошками – большой отпечаток пятно. А когда в руке оказываются кусочки мела, угля, кирпича, карандаш, фломастер, авторучка, краски, кисти и т.д., процесс этот становится еще более интересным и увлекательным и очень приятным.
Итак, детское рисование в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье, а основной набор графических следов – это случайные точки, штрихи пятна. Случайные – то ни случайные, но у разных детишек разные как по форме, так и по пространственному расположению и ориентированию на листе. И обуславливается это различие индивидуальными особенностями физического строения рук, зрения, а также темпераментом и настроением ребенка в момент рисования. Все это складывается в индивидуальный характер чирканья. Ребенок повторяет те движения, которые по каким – либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его душевному расположению. Так формируется «авторский почерк» рисующего малыша. Кому-то младенческие почеркушки могут показаться ничего не стоящей пачкотней, но внимательный человек сможет «прочитать» в них много интересного о самом ребенке. Так, сильные, решительные штрихи свидетельствуют об активности и смелости рисовальщика; мелкие ажурные каракули – о чувственном, лирическом настроении; вырывающиеся за пределы листа – о неориентированности на условия и обстоятельства действия; постоянно повторяющиеся – об упрямстве, воле, приверженности к освоенным формам поведения; пробы разных штрихов – о склонности к исследовательству, экспериментаторству, творчеству; концентрация значков в центре – о стремлении к устойчивости, порядку, открытости; в углу – о неуверенности, стремлении уйти и спрятаться; равномерное заполнение листа – о чувстве реальности, комфортабельности; динамичное расположение групп каракулей в листе, разнообразность графических элементов, ритмичное их чередование, достижение законченного равновесия свидетельствует о композиционных и творческих способностях и т. д. Через свои рисунки – почеркушки малыш уже многое рассказывает о себе. Взрослые, легкомысленно игнорирующие детское чириканье, упускают возможность понять и адекватно контактировать с неговорящим еще ребенком.
Итак, детское рисование – это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо поэтому при рассматривании и оценке рисунков:
· Обсуждать с ребенком рисунок., а не его самого, его личность (например: способный, неспособный, неряха, аккуратист, глупый, слабый, средний, гениальный ребенок и т.п.);
· Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;
· Необходимо точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т.п.);
· Выделять и оценивать: его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размер рисунка, расположение изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур – режиссура, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колорическое решение), свободу владения изобразительным языком;
· Поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работу по совершенствованию своего изобразительного языка;
· Важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и художественному развитию ребенка, а приводят к механическому воспроизведению чужих решений, служат распространению в детском рисовании безликих шаблонов и стереотипов;
· В самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делении; в оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование ноых задач – тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.
В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ» и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество – исполнением, желание – принуждением. В оценке работ должно поощряться искренне, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируются его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию. Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.
|